Процесс индивидуализации на собственном примере

Дата: 10 Январь 2014 Рубрика: Психология Комментарии: 5 комментариев

Процесс индивидуализацииЗдравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня я хотел бы обсудить с Вами одну из идей, изложенных в произведении Эриха Фромма «Бегство от свободы». Раньше я уже публиковал краткое содержание книги «Искусство любить», тогда же и грозился начать читать другие произведения этого автора. Так вот выбор пал на книгу «Бегство от свободы», о которой я Вам в скором будущем и расскажу.

Ну а сегодняшняя статья посвящена всего лишь небольшой идее, размещенной на страницах данной книги. Если быть более точным, то речь пойдет о процессе индивидуализации человека, а так же о последующем контактировании его с внешним миром. Тема очень интересная, а в моем случае еще и актуальная – отсюда и такой живой интерес.

Хотя, если так подумать, то тема эта актуальна для каждого без исключения. Ведь все мы рано или поздно разрываем изначальные узы и предстаем перед этим миром как индивид, личность. А вот как мы уже будем контактировать с окружающим миром — вопрос на миллион (хотя я уже немного раскрывал эту тему в статье о том, как вести себя в обществе).

Процесс индивидуализации по Эриху Фромму

В книге эта тема раскрыта гораздо шире, я же лишь кратко перескажу мысли автора, обернутые в оболочку моего восприятия, подкрепив это цитатами. Ну а в конце дополню все это собственными соображениями.

Приступим.

По мере роста ребенка и отделения его от родителей, он все в большей и большей степени начинает ощущать свою индивидуальность, обособленность и отделенность от окружающего мира.

Ребенок становится более свободным, он может развивать и выражать свою сущность, не стесненную больше теми узами, которые ограничивали ее прежде. Но при этом ребенок освобождается от мира, дававшего ему безопасность и покой. Процесс индивидуализации — это процесс усиления и развития его личности, его собственного «я»; но в ходе этого процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, ребенок отделяется от них.

Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность; оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с другими людьми, если ребенок окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового типа связанности с миром.

Так, если раньше он мог полагаться на кого-то (к примеру, на своих родителей), быть частью чего-то, то в один прекрасный момент ребенок остается один на один с окружающим его миром. И вот здесь, как заявляет Эрих Фромм, у только что «испеченного» индивида есть два пути контактирования с безгранично большим миром: через «процесс подчинения» либо же через «спонтанные связи».

Процесс подчинения – это как бы растворение в окружающем человека мире. По мере того, как индивид осознает самого себя, он осознает и свою ничтожность по сравнению с окружающим его миром. Процесс подчинения напоминает симуляцию единства с природой, с родителями, за одним лишь исключением. Он создан искусственно, потому человек постоянно чувствует отторжение, чувствует, что ему нужно подчиняться кому-то или чему-то против своей воли. Это чувство подчинения и является причиной того, что данный тип отношений с окружающим миром быстро исчерпывает себя.

Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого — слиться с окружающим миром, раствориться в нем. Однако новые узы, возникающие из этого стремления, не идентичны первичным связям, которые были оборваны в процессе роста. Ребенок не может физически вернуться в материнское лоно; точно так же невозможно повернуть вспять и психический процесс индивидуализации. Попытки такого возврата неминуемо принимают характер подчинения, при котором, однако, никогда не исчезают противоречия между властью и ребенком, подчиняющимся этой власти. Сознательно ребенок может считать себя удовлетворенным, но подсознательно он чувствует, что платит за ощущение безопасности полноценностью и силой своей личности. В конечном итоге подчинение приводит к обратному результату: неуверенность ребенка возрастает, и в то же время в нем развивается враждебность и мятежность, которые тем более опасны, что направлены против людей, от которых он продолжает зависеть (или стал зависим).

Второй же возможный вариант контактирования с окружающим миром – это случайные связи, «наивысшими проявлениями которых являются любовь и творческий труд». Этот тип взаимоотношений не ограничивает человека, а напротив, способствует развитию личности до максимально возможных приделов. Однако, для достижения подобного уровня взаимодействия с окружающим миром человеку необходимо еще будучи ребенком развить в себе такие качества личности, как внутренняя сила и творческая активность.

А что насчет меня?

Все эти идеи, так доступно изложенные в книге Эриха Фромма «Бегство от свободы», натолкнули меня не на один час размышлений. Конечно же, трудно разбирать все на собственном примере, так как объективностью в таком случае и не пахнет. Но выбора нет 🙂

Так, первое, с чем мне пришлось столкнуться, это с осознанием того, что этап индивидуализации и установления взаимоотношения с окружающим миром проходит в моей жизни как раз сейчас (по крайней мере, сейчас я стал это осознавать). За последние 2-3 года в жизни изменилось очень многое: не только обстановка и окружение, но и само осознание мира и роли в нем. Если серьезно, то я даже толком не могу сказать, какой моя жизнь была, к примеру, 5 лет назад. Вот не могу вспомнить ничего конкретного, хоть убей. Я был учеником – вот как могу описать свою предыдущую жизнь. Время шло само собой, и я не знал никаких проблем. Но вот только несколько лет назад мне удалось прочувствовать весь этот процесс, «почувствовать жизнь» что ли.

Без шуток: я начал отслеживать свое психическое состояние, причислять себя к той или иной социальной группе (студент, блоггер и т.д.), думать о будущем и настоящем, планировать. Такое ощущение, что раньше всего этого не было – жизнь будто шла по накатанной.

И вот именно сейчас, как бы отделившись от окружающего мира, активизируется процесс установления взаимосвязей с этим самым миром. Отсюда само собой напрашивается продолжение размышлений.

Следующая идея, оккупировавшая мой ум, звучала примерно так: «каким же путем контактирования с окружающим миром иду я?»

Без сомнения, любому человеку в здравом уме хотелось бы следовать по второму пути (через «случайные связи»). В высшем своем проявлении это выглядит примерно так: творческий труд в соответствии со своими интересами (в противоположность этому можно поставить работу с целью заработка, которой сейчас занята большая часть людей); солидарность с другими людьми, уважение их интересов и неравнодушие к их проблемам (в противовес ненависти, зависти, «кругом одни козлы» и «человек человеку волк»).

Но как прийти к этому? Ух, я теряюсь в догадках. Потому и прошу Вас поделиться своим опытом. Когда Вы начали «жить осознанно»? Когда Вы смогли выделить себя среди окружающих Вас людей и по какому пути взаимоотношений с ними пошли? К чему это привело и как Вы видите себя во взаимоотношениях с окружающим миром сейчас?

Прошу, не останьтесь равнодушными. Поделитесь своими соображениями и помогите разобраться в этом вопросе.

Спасибо!

Что еще почитать по теме:

С уважением, Шинявский Роман.



Навигация

К заметке 5 комментариев
  1. Елена:

    Ой, Рома, ну ты даешь! Сразу после праздников и такие серьезные темы 😉 Тут поневоле задумаешься, что же ответить. 🙄 Но дело в том, что в рамках комментария,я например, ответить не смогу. Хотя опыт большой. Обещаю ответить письменно и лично. Может тебе что-то и пригодится. Одно могу сказать кратко — познание самого себя в мире, процесс долгий и я бы сказала вечный. Здесь очень важно (чем раньше, тем лучше) выработать в себе твердый жизненный стержень, который потом и помогает, когда вдруг «заваливаешься» в ту или иную сторону.

    Ответить
    • Роман:

      Спасибо, Елена, буду ждать 🙂

      Ответить
  2. Лилия:

    Согласна с Еленой, что такая сложная тема и сразу после праздников ;). Тут надо и впрямь серое вещество в работу впрягать.

    А сама я про это так глубоко еще не задумывалась. Я больше размышляю про предназначение в этой жизни, смысл жизни. Хотя, если копнуть глубже, то эти вопросы объединятся может быть.

    Ответить
  3. Елена:

    Привет, Рома! Обещала тебе в письме написать свои мысли. И так и этак пыталась. Вроде и учить не хочется, но и поделиться надо. В результате получилась статья на моем сайте. Попробуй пока прочитать ее. Если что, чиркни, попробую ответить по другому. Молодец, что заставляешь наши мозги работать! Статья называется «Превосходство и неполноценность».

    Ответить
    • Роман:

      Доброго вечера! 🙂

      Спасибо, Елена, сейчас же ознакомлюсь со статьей!

      Ответить
Высказывайтесь!

Подписаться без комментирования

Наверх