Успех в учебе и несколько мыслей о нашей системе образования

Дата: 19 Ноябрь 2013 Рубрика: Психология Комментарии: 16 комментариев

"Учиться, учиться и еще раз учиться"  ЛенинЗдравствуйте, уважаемые читатели блога! Ух, целых 3 дня в подряд я не писал на блог – прямо рекорд новый (за 5 месяцев такого вроде еще ни разу не было). Надеюсь, таких творческих кризисов больше не будет. Хотя как знать, как знать...

Все, не буду пустословить, давайте сразу же к делу. Сегодня я хотел бы поделиться с Вами некоторыми мыслями относительно учебы (какой она бывает? какой должна быть и, конечно же, как добиться в этом деле успеха). Ну а заодно решил сказать пару слов относительно современной системы образования (как же упустить такую возможность) 🙂

Приступим-с.

Какой бывает учеба?

Думаю, никто не станет спорить, если я скажу, что учимся мы всю свою жизнь. Вначале мы учились ходить, затем разговаривать, потом начали изучать математику и русский язык, и так далее. Притом обучаемся мы не только всевозможным механическим действиям и академическим наукам, но так же делаем это и на личностном плане (воспитываем в себе характер). Мы учимся общаться с другими людьми, устанавливать любовные и дружественные связи, учимся осознанности, дисциплине, самоконтролю…

В общем, этот список можно продолжать без конца. Но основная идея, которую я хотел донести до Вас, в любом случае останется неизменной: учиться можно хорошим качествам характера (формируя тем самым ядро личности), а можно и прочим «наукам» (математика, умение петь или прыгать в высоту, в общем, тому, что будет «обволакивать» это ядро личности). И если поставить знак приоритета между этими двумя видами учебы, то первый из них, непременно, будет куда более весомым и ценным.

Ведь согласитесь, что человек, обладающий терпением, усидчивостью, склонный к обучению, но не знающий математики, куда быстрее добьется успеха на этом поприще, чем просто обычный «ботаник» (тот, кто заучивает математику, сам не зная, зачем ему это нужно). Или другой пример. Как думаете, кто удержится на работе во время массового увольнения (взгляните с позиции директора): работник с тремя высшими образованиями, который замкнут в себе, совершенно отстранен от коллектива; или другой работник того же ранга, но имеющий нужные для данной специальности качества характера (все зависит от работы, но в основном трудолюбие, сдержанность, целеустремленность и т.д.)?

Основная ошибка современной системы обучения

Ни для кого не секрет, что большую часть жизни всевозможным «наукам» мы учимся именно в школе (ну а потом и в университете). Так вот смотрите, какая сейчас наблюдается ситуация: ребенок подрастает и родители отдают его в школу. Там на протяжении 11 лет он учится математике, русскому языку, литературе и т.д. То есть ему не говорят: «что бы ты хотел изучать: может химию, а может биологию?» и уж тем более не смотрят к чему у него «душа лежит», а просто дают весь базовый курс.

А еще хуже то, что во главу всей этой системы ставят оценки. И этот ребенок начинает учиться, сам не зная, зачем ему это нужно. Может, для оценки?

На уроке биологии.
Учитель: «Кровеносная система человека имеет два цикла: малый и большой… Иванов!»
Иванов: «Да?!».
Учитель: «Сколько циклов имеет кровеносная система человека?».
Иванов: «Два!».
Учитель: «Садись, Иванов, пять баллов. Молодец».

Как-то так 🙂 Притом 11 годами такая система обучения не ограничивается: в большинстве своем та же картина наблюдается и в университетах (за все учреждения, конечно же, я не ручаюсь).

Так вот к чему я это все рассказываю? Не к тому, что бы предложить свою супер систему обучения либо же сказать, что школы и университеты нашей стране не нужны. Они нужны, но вот учить там стоило бы немного другому…

Чему же?

В Индии есть школы, в которых детей обучают хорошим качествам характера (не знаю, остались ли на данный момент такие, но раньше уж точно были). То есть там детей учат не знаниям, а ответственности, добродетели, смиренности и т.д. В итоге такой ребенок расцветает как цветок и уже к 20 годам (когда он заканчивает обучение), он на 100% уверен, чему посвятить свою жизнь и вообще, знает «как стоит жить». Поверьте, если этот человек захочет стать великим математиком и на то будут определенные предпосылки, он им непременно станет! Все, что ему будет нужно, он возьмет сам: сам найдет себе учителя, необходимую литературу, наберется терпения и будет грызть гранит науки. И самое интересное то, что это нужно будет именно ему и никому больше.

Вспомните того же Ломоносова. Этого простого архангельского мальчугана ничто не могло остановить: он просто жаждал знаний. Он знал, что ему это нужно, и у него были для этого определенные качества: целеустремленность, нужный склад ума и т.д. Результат – выдающийся ученый и самый светлый ум своего времени.

Резюмируя по данному пункту: обучаться стоит в первую очередь хорошим качествам характера, а успешное освоение какой-либо науки напрямую зависит от внутреннего, духовного уровня человека.

Пара мыслей относительно сложившейся системы обучения

Позволю себе лирическое отступление 🙂

Не знаю как Вам, но мне кажется, что современная система обучения зашла в тупик. Может оно, конечно, и не так…

Просто я сужу по личному опыту и вижу, что одни учатся сугубо для оценки, другие для корки, а третьи. А я не знаю, зачем эти третьи учатся: может для того, что бы оправдать ожидания родителей?

Ведь ненужные знания просто так в разум не зайдут. Кто бы Вас ни заставлял учиться. И даже если Вас будут принуждать к учебе, то такие знания просто останутся в уме (на уровне «зубрежки»), дальше они не проберутся. А от знаний в уме нет абсолютно никакого толку: они либо забудутся, либо так и останутся лежать на пыльной полке нашего храма памяти. А вот знания, проникшие в разум – это другое дело. Обычно такое знание человек несет до конца своей жизни, постоянно руководствуясь им, и полагаясь на него.

Что думаете по этому поводу? Может, раньше было другое отношение к учебе? Или это я просто такой лоботряс? 🙂

Ладно, давайте вернемся обратно к теме…

Как достичь успеха в обучении?

Все, что нужно для успешного обучения – это уметь контролировать свои чувства. Ничего больше. Но, должен признать, взять под контроль даже самую малую часть своих чувств – это уже титанический труд. Вообще, это тема для отдельной статьи, потому углубляться здесь в нее мы не станем. Скажу лишь несколько слов, да и то не своих 🙂

Не так давно я начал изучать книгу Эриха Фромма «Искусство любить» (ее мне посоветовал Александр, автор этого блога; кстати, советую посетить Вам этот ресурс, особенно рубрику психология, очень много пищи для ума). Должен признать, эта книга просто кладезь мудрости. И пусть Вас не смущает ее небольшой объем (состоит книга чуть более чем из 60 страниц (Word’овских)) – полезной информации там просто «горы».

Так вот в одной из заключительных глав Э.Фромм затрагивает тему обучения. И даже не смотря на «специфичность контекста», в книге есть соображения автора относительно обучения в целом.

По его мнению, успех в обучении состоит из:

  1. самодисциплины;
  2. сосредоточенности (умения оставаться наедине с собой);
  3. терпения;
  4. заинтересованности в обретении мастерства.

Некоторые из пунктов там описываются более подробно, но останавливаться на этом я не стану. Будет желание – прочтете книгу сами (а я Вам настоятельно рекомендую это сделать).

Кстати, очень интересная вещь: попробуйте любое ваше занятие или хобби «прогнать» по этой схеме и посмотрите, что получиться (точнее, получится ли что-нибудь) 🙂

Даже невооруженным взглядом видно, что обучаться (и иметь успех в этом) мы можем лишь тому, что нам поистине интересно. Банально, но факт: никто не заставит Вас стать хорошим бухгалтером или менеджером, так же как никто не научит Вас виртуозно играть на скрипке или гитаре – Вам нужно захотеть этого самому (ой). Притом не на уровне простых мечтаний и грез.

И еще, «не отходя от кассы»: Э.Фромм предлагает так же очень интересное упражнение для развития сосредоточенности (которая может распространятся на что угодно: Вы можете сосредоточенно слушать музыку, сосредоточенно читать книгу, сосредоточенно думать о чем-то и т.д.). Вот оно:

Сесть в свободную позу (не слишком расслабившись и не слишком напрягаясь), закрыть глаза и попытаться увидеть перед собой белое пятно, а потом постараться удалить все рассеянные образы и мысли; попытаться следить за своим дыханием, не думать о нем и не управлять им, а следить за ним – дыша, чувствовать его; далее, попытаться почувствовать свое «я»; я – это я сам, центр своих сил, творец своего мира. Следует делать такое упражнение на сосредоточение каждое утро, по крайней мере, двадцать минут (а если возможно, то дольше) и каждый вечер перед сном.

Никаких комментариев дать не могу, т.к. еще не практиковал. Но планы уже строю 🙂

Подытожим + новости

Ну вот, сказал уж точно все что хотел. Статью написал как на одном дыхании, наболело прямо. Не знаю, может мое отношение к обучению (а особенно существующей системе образования) слишком предвзятое, не судите строго. Ведь посмотреть со стороны на все это мне пока не удается – не вырвался я из этих сетей.

Надеюсь на Ваши отзывы: очень хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

Несколько новостей с фронта

Новость №1: я таки-получил ответ от службы поддержки Яндекса! Сам своему счастью не верю. В общем, написали мне следующее:

«Мы проверили, сейчас никаких проблем с Вашим сайтом с нашей стороны нет, с ним все в порядке… В ближайшее время они [страницы] должны начать индексироваться и затем смогут появиться в поиске. Скорее всего, это произойдет в течение двух недель…».

Остается лишь ждать 🙂

Новость №2: на блоге Николая Вилкова уже очень скоро стартует новый конкурс кроссвордов. Советую принять участие. В прошлом туре я занял второе место и получил отличную награду – 200 WMR. Так что не зевайте 🙂

На этом все. Успехов Вам, уважаемые читатели, и всех благ. Следите за своим здоровьем, как физическим, так и психическим и не забывайте посещать странички моего блога.

Люблю я делиться музыкой, хоть ты убей.

Что еще почитать по теме:

С уважением, Шинявский Роман.



К заметке 16 комментариев
  1. Елена:

    Прямо расцеловала бы тебя за такую статью! Все именно так и есть! Я еще сама учась в школе, была недовольна происходящим. И далее — тоже. Я по своей натуре чистый гуманитарий (читаю с трех лет). И мне действительно это было интересно! Я сама стремилась все читать. Надписи на витринах, плакаты на улицах, ну и конечно книги! Как же я обожала дедушкину библиотеку! До школы прочитала Анну Каренину, Войну и мир, и пр. серьезную литературу. Понятно, что не все там понимала, но сам процесс чтения был главным. Чехова — просто чуть ли не наизусть знала! А как я любила рисовать! Для меня математика и прочие точные науки — были сущим адом. Я действительно их просто «зубрила», чтобы получить хорошую оценку, ничего после получения этой оценки в голове не оставалось. До сих пор — самый кошмарный сон, это как я сдаю экзамен по алгебре или химии. Реально просыпаюсь в ужасе и в поту. А уж сколько лет прошло! Химию, к слову, сдала на пять, хотя реальных знаний — на твердую двойку. Тут прямо хоть свою статью пиши по этому поводу! Когда сын пошел в школу, я его вообще за оценки не ругала. Он в принципе хорошо учился, но если ему что-то было не под силу, я ему просто говорила — не забивай голову. В комментариях мне даже не удастся написать, все что я по этому поводу думаю. Но половину моих мыслей ты уже выложил. Согласна с каждым словом.

    Ответить
    • Роман:

      :mrgreen:

      >Тут прямо хоть свою статью пиши по этому поводу!

      У меня так и получилось: слово за слово 🙂

      >Химию, к слову, сдала на пять, хотя реальных знаний — на твердую двойку.

      Аналогичная ситуация со всеми изучаемыми сейчас предметами. Сдать то может и сдам, вот только что в голове после этого остается...

      >я ему просто говорила — не забивай голову.

      Вот это очень хорошо! У меня так же родители относились к школьным оценкам, за что я им очень благодарен.

      Рад, что наши мнения в этих вопросах совпадают 🙂

      Ответить
  2. Светлана:

    Отличная статья.

    Система образования у нас никуда не годится. Учителя просто пытаются вдолбить все в головы учеников, только мало кто хочет это слушать. А когда учителя начинают обзывать всех тупыпи и бестолковыми? Вообще никуда не годится.

    Где то читала, что было проведено исследование. Среди поступивших в школу 9 из 10 учеников имели отличный шансы на успех во всем, чего он только пожелает, его разум был открыт для совершений. А среди 11классников остался лишь 1 из 10. Школа, в большинстве случаев, губит стремления к новым открытиям и достижениям. Ведь все должны идти туда, куда сказал учитель, как стадо (баранов). Ошибки делать нельзя, иначе двойку получишь. В итоге страх делать ошибки. А у нас вся жизнь строится на ошибках и умении их преодолевать...

    Ой, такая тема, что хочется много сказать, но остановлюсь пожалуй.

    Одно точно могу сказать. Я очень рада, что и школа и универ позади и теперь я могу изучать то, что мне хочется. Но тут, как указано в статье, главное самодисциплина и тд.

    Ответить
    • Роман:

      Интересный эксперимент. Провели бы его еще среди студентов, вот потеха была бы 🙂

      Ответить
  3. Лилия:

    Во-первых, спасибо за предложенную книгу, постараюсь прочесть, т.к. подобную тематику люблю читать.

    Во-вторых поздравляю с разрешившейся ситуацией блога. Такая неувязочка была и у одного блоггера. Бывают наверно просто какие-то сбои.

    В-третьих, по статье. Школу я тоже давненько окончила. Воспоминания о той поре хорошие. Были конечно любимые и не любимые предметы. Я благодарна родителям, что они не требовали от меня отличной учебы. А вообще про то, что твоpится с образованием сейчас, парами строк не опишешь, можно сказать просто — катастрофа. Вводят постоянно какие-то новшевства и изменения, а ведь еще некоторое время назад наше образование было лучшим в мире...

    Это я немного не в ту степь забрела, ты ж про другое написал. Конечно, было б идеально, если ребенок в учебе делал упор на любимые предметы. Кстати, вроде про это уже поговаривают, что ученик сам выберет какое напрвление выбрать при сдаче экзаменов и т.п. Только как это реализуется на практике, вот в чем вопрос.

    Ответить
    • Роман:

      Спасибо, Лилия!

      Уже в мое время что-то подобное проворачивали. У меня, например, параллель состояла из 3-х классов. Один с уклоном на английский, другой — физ/мат, третий вроде как был базовый. Может сейчас чего еще придумают?

      Кстати, когда увидит свет твой блог? 🙂

      Ответить
      • Лилия:

        Мой блог уже существует, только он пуст и не до конца настроен. Все никак руки не дойдут взяться вплотную за него :).

        Ответить
        • Роман:

          Вот когда руки дойдут, то тебя за уши не оттянешь от блога 🙂

          По крайней мере со мной все именно так: если уж возьмусь что-нибудь делать, неважно что, то затягивает очень сильно и надолго.

          Ответить
          • Лилия:

            Было б здорово, если и со мной так было. А то у меня бывает так, что увлекусь чем-то, а через время оно мне надоедает.

            Ответить
  4. Николай:

    Во-первых, спасибо за анонс марафона, Роман!

    Во-вторых пост заставил задуматься и вспомнить свою учебу в университете, который я закончил в далеком 1996 году.

    Большинство знаний, полученных за 5 лет я забыл уже через год. Зато учеба научила где и как искать нужную информацию и использовать ее правильно.

    Если бы я пошел работать по специальности, то эффективность полученных знаний была выше, а так мало пригодились.

    Ответить
    • Роман:

      Всегда пожалуйста!

      Нужно будет и мне подобный конкурс «замутить», т.к. знаю по себе, что очень интересно участвовать в чем-то подобном.

      >Зато учеба научила где и как искать нужную информацию и использовать ее правильно.

      Сейчас этому даже учиться не нужно — все есть в интернете. И то что нужно, и то, что совсем к делу не относится 🙂

      Ответить
    • Светлана:

      Соглашусь с вами, учеба хорошо учит искать нужную информацию, а так же выбирать из неё самое необходимое и основное.

      Ответить
      • Роман:

        Я сейчас как раз курсач делаю. Так вот уже более чем из 200 страниц всевозможных источников я едва ли смог набрать 20-30 страничек действительно нужной информации 🙂

        Ответить
  5. Александр:

    Роман, благодарю за рекламу) Пожалуй, напишу очередную статью по психологии, вдохновило) По теме... Самое обидное — это то, что современная молодёжь привыкла к такой системе образования. Такой вывод я сделал, когда услышал от одного своего знакомого критику школьного образования с совершенно другой стороны: мол, в школе должны обучать конкретным дисциплинам, будущего инженера «не грузить» гуманитарными дисциплинами. Но возникает вопрос: а как, собственно, маленький ребёнок может понять, к чему он больше предрасположен, если ему в голову будут вбивать только знания узкой направленности? Погорячился кто-то, когда сказал, что лень — двигатель прогресса 😉

    Ответить
    • Роман:

      Буду рад прочесть.

      Видимо, твой знакомый не гуманитарий 🙂 Я тоже слышал что-то подобное, но уже не вспомню от кого.

      Может доля правды в этом и есть: что не стоит грузить всем подряд и сконцентрироваться на чем-то конкретном. Но вот на чем? Одни вопросы ...

      Ответить
      • Александр:

        Разумеется, что не стоит грузить всем подряд в университете, по чуть-чуть и ни о чём. Но в школе особенно важна именно разносторонность знаний, пока личность человека ещё не сформирована...

        Ответить
Высказывайтесь!

Подписаться без комментирования

Поиск по блогу:
Наверх